Gustav Mahler - Symphony No.3 (1896)
Kent Nagano - Deutsches Symphonie Orchester
В основе Третьей симфонии Густава Малера — грандиозная философская концепция неумирающей жизни Всего, идея о неисчерпаемости творческой силы природы. Воплотить в музыке иерархическую структуру бытия, начав с низшей ступени (безжизненной природы) — такова была первоначальная задумка композитора. Композитор говорил о своем сочинении как о музыкальной поэме, которая объемлет все ступени развития в постепенном нарастании. Все «начинается от безжизненной природы и поднимается до божественной любви».
Первой части симфонии Малер хотел дать название «Что мне рассказывают скалистые горы», но в конечном итоге отказался от этой идеи. Бездна, порождающая все живое в его многообразии, сама не может быть мертвой и безжизненной. Поэтому в окончательном варианте симфонии безмолвные скалы уступают место торжественному шествию Лета в облике Пана, Диониса, Вакха. «Лето задумано как победитель, шагающий среди всего, что растет и цветет, ползает и порхает, тоскует и мечтает, — и наконец, среди того, о чем мы лишь догадываемся (ангелы — колокола — трансцендентальное)». Малер поясняет, что все лучи бытия сходятся воедино, и это Единое есть парящая над всем вечная любовь. Истоки философской концепции Малера восходят к пантеизму в духе Спинозы и Гете, а также к средневековому учению о божественном мироздании, порядке, градации всего сущего.
Третья симфония развертывает романтическую космогонию (становление Вселенной) — от пробуждения природы от зимнего сна (первая часть), и жизни цветов (менуэт из второй части), к животному миру (скерцо третьей части с почтовым рогом за сценой) и, наконец, человеку (четвертая часть), ангелам (пятая часть) и вселенской любви (оркестровое адажио в финале).
Структура симфонии:
Первая часть. Приход лета
Вторая часть. Что мне рассказывают цветы
Третья часть. Что мне рассказывают звери
Четвертая часть. Что мне рассказывает человек
Пятая часть. Что мне рассказывают ангелы
Шестая часть. Что мне рассказывает любовь
Философская концепция симфонии, центральным мотивом которой является вечное рождение иерархически организованного сущего из глубин природы, указывает и на другие источники вдохновения для Малера. Еще в Гамбурге в 1891 году Малер испытал сильное эмоциональное потрясение от глубокого изучения произведений Фридриха Ницше. Идеи Ницше о дуализме дионисийского (стихийного, природного) и аполлонического (искусственного, культурного) начал оказали заметное влияние на философское содержание Третьей симфонии.